ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ Пятница, 29.03.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект № 8 Создание новой базы данных


В этом проекте мы вновь затронем тему баз данных, но подойдем к этому вопросу с несколько другой стороны. Мы не будем пользоваться готовыми, разработанными кем-то базами, а спроектируем свою собственную базу данных с самого нуля.

Проектирование любой базы данных осуществляется в три этапа:

  • описание предметной области и создание модели данных;
  • логическое проектирование;
  • физическое проектирование.

Первые два этапа являются самыми важными. От того как вы изначально продумаете и спланируете вашу будущую базу данных будет зависеть успешность ее физической реализации.

На первом этапе проектирования осуществляется постановка задачи, – какую базу данных мы должны спроектировать, и какие функции она должна выполнять, чтобы удовлетворить нашу в ней потребность.

Например, нам необходимо спроектировать базу данных пожарной части. Название базы еще ни о чем нам не говорит. Что значит пожарная часть? Чтобы что-то проектировать, необходимо четко себе представлять, какие задачи мы будем решать с помощью создаваемой нами базы. Например, с помощью базы данных пожарной части мы можем осуществлять инвентарный учет части, учитывать рабочий персонал, информацию о вызовах пожарных расчетов на места возгорания и т.д., и т.п.

Получается, что на первом этапе проектирования мы продумываем, какие задачи будет решать наша база данных, какую информацию она будет хранить и обрабатывать, здесь же мы начинаем группировать эту информацию по таблицам (сущностям базы данных).

Сущность ‑ это множество экземпляров реальных и абстрактных объектов, которые обладают общими свойствами. Любой объект предметной области может быть представлен только одной сущностью, которая должна иметь уникальное имя и храниться в базе данных. Для базы данных в роли сущностей выступают таблицы.

Например, всю информацию об оборудовании и инвентаре части будем хранить в таблице под названием Оборудование, информацию о рабочем персонале – в таблице Сотрудники, информацию о пожарных расчетах – в таблице Пожарный расчет, а информацию о вызовах пожарных расчетов – в таблице Журнал вызова.

Далее, для каждой будущей таблицы базы данных продумывается список атрибутов.

Атрибут – это свойство таблицы, другими словами поле таблицы.

Необходимо четко определить, какая именно информация, какого типа, будет содержаться в таблицах базы данных. Так, например, в таблице Оборудование мы будем хранить информацию следующего характера:

  • Инвентарный номер (тип данных: числовой);
  • Наименование оборудования (тип данных: текстовый);
  • Стоимость (тип данных: денежный);
  • № пожарного расчета (тип данных: текстовый).

В таблице Сотрудники будут следующие атрибуты:

  • Табельный номер (тип данных: счетчик);
  • Фамилия (тип данных: текстовый);
  • Имя (тип данных: текстовый);
  • Отчество (тип данных: текстовый);
  • Дата рождения (тип данных: дата\время);
  • Дата приема на работу (тип данных: дата\время);
  • Должность (тип данных: текстовый);
  • № пожарного расчета (тип данных: текстовый).

В таблице Пожарный расчет следующие атрибуты:

  • Номер расчета (тип данных: счетчик).

В таблице Журнал вызова будут свои атрибуты:

  • Номер вызова (тип данных: счетчик);
  • Дата вызова (тип данных: дата\время);
  • Время вызова (тип данных: дата\время);
  • Адрес вызова (тип данных: текстовый);
  • Степень возгорания (тип данных: числовой);
  • Площадь возгорания (кв. м.) (тип данных: числовой);
  • Номер пожарного расчета (тип данных: текстовый);
  • Фамилия начальника расчета (тип данных: текстовый).
  • Примечание (тип данных: текстовый).

Атрибуты таблиц определяются в зависимости от того, какие задачи будет помогать нам решать эта база данных.

В правильно построенной базе данных в каждой таблице есть один или несколько столбцов, значения в которых во всех строках разные. Этот столбец (столбцы) называется первичным ключом таблицы. Первичный ключ таблицы позволяет однозначно идентифицировать ту или иную запись таблицы.

Для таблицы Оборудование таким первичным ключом является поле Инвентарный номер, для таблицы Сотрудники Табельный номер, для таблицы Пожарный расчетНомер расчета, а для таблицы Журнал вызововНомер вызова.

Обратите внимание, что весь процесс работы по проектированию базы данных пока осуществляется, можно так сказать, «на коленке», т.е. на листе бумаги с помощью ручки или карандаша.

На втором этапе проектирования необходимо продумать логическую взаимосвязь таблиц базы данных, т.е. как данные из таблиц будут взаимодействовать друг с другом. Этот этап так же осуществляется на листе бумаги с помощью ручки или карандаша.

Наличие связей между таблицами позволяет включать данные из нескольких таблиц в запросы, формы и отчёты. Таблицы связываются между собой через ключевые поля. Можно установить связь между двумя ключевыми полями, либо между ключевым и не ключевым полем. Связь между двумя не ключевыми полями не допускается!

Выделяют следующие виды связей:

  1. Многие ко многим. Один поставщик поставляет много товара и одно наименование товара может поставлять много поставщиков.
  2. Один ко многим. Один поставщик может заключить много договор на поставку  товара с салонами и в одном договоре может участвовать только один поставщик.
  3. Многие к одному. Множество клиентов обслуживаются у одного менеджера.
  4. Один к одному. Договор может содержать только один расчетный счет.

Например, для базы данных пожарного расчета можно установить следующие связи:

Также на этом этапе происходит оценка данных, в какие поля той или иной таблицы данные будут полностью вводиться с клавиатуры (ручное заполнение), а в каких полях необходимо применить Мастер подстановки. Очень часто использование мастера подстановки определяется связью с другой таблицей и обеспечивает целостность данных. Согласитесь, что атрибут Номер расчета в таблице Пожарный расчет должен соответствовать атрибуту Номер пожарного расчета в таблице Журнал вызова. Не может быть такого, что в первой таблице у нас имеются номера расчетов 01, 02, 03, а во второй таблице вдруг появляется номер 07, которого в первой таблице нет. Для того, чтобы не было таких несоответствий и используется Мастер подстановки, который позволяет взять данные из поля одной таблицы и подставить их в поле другой таблицы  в виде выпадающего списка. Таким образои при заполнении данных во второй таблице можно будет просто выбрать номер имеющегося расчета из выпадающего списка и тем самым избежать ошибки. При использовании Мастера подстановки связь между таблицами будет создана автоматически.

Лишь на третьем этапе осуществляется физическое проектирование базы данных в выбранной системе управления базами данных (СУБД). В нашем случае средой для проектирования базы будет являться MS Office Access.

Схема данных разрабатываемой нами базы будет выглядеть следующим образом:

После того, как будут созданы все таблицы, заданы все атрибуты и определены все типы данных начинается процесс создания записей таблиц и их обработка с помощью фильтров, запросов, отчетов и макросов.

Задачи проекта:

  1. изучите файлы со следующими справочными материалами, сделайте конспект в тетрадь
  2. уточните у преподавателя номер вашего варианта (варианты расположены здесь);
  3. определите, какие таблицы должны содержаться в вашей базе;
  4. выделите атрибуты таблиц и ключевые поля;
  5. определите для каких полей в ваших таблицах необходимо применить Мастер подстановки;
  6. установите связи между таблицами;
  7. продемонстрируйте преподавателю проект вашей будущей базы выполненный в тетради;
  8. средствами программы MS Office Access спроектируйте и физически реализуйте базу данных, предложенную в вашем варианте;
  9. заполните таблицы вашей базы не менее чем 15-ю записями, каждую;
  10. создайте соответствующие запросы, формы и отчеты;
  11. подготовьтесь и ответьте на контрольные вопросы расположенные ниже.

Контрольные вопросы

  1. Какие этапы проектирования БД Вам известны? Дайте краткую характеристику каждому из них.
  2. Дайте определение ключевого поля.
  3. Что такое нормализация?
  4. Перечислите и объясните основные правила нормализации.
  5. Что такое сущность? Приведите примеры сущностей.
  6. Что такое атрибуты? Приведите примеры.
  7. Что такое связь данных? Виды связей?
  8. Какие типы данных вы знаете? Перечислите их.
  9. Поясните назначение основных свойств Текстового типа данных (Формат поля, Маска ввода, Подпись, Значение по умолчанию, Условие на значение, Обязательное поле).
  10. Как можно установить ключевое поле таблицы?
  11. Чем отличаются поля типа Текстовый и Memo?
  12. Чем отличаются поля типа объекты OLE и Гиперссылка?
  13. Есть ли разница между числом, введенным в Текстовое поле и числом, введенным в Числовое поле?
  14. Чем отличаются поля типа Денежный и Числовое поле?
  15. Что представляет собой Мастер подстановки? Для чего он используется?

​Скачать проект на компьютер

Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz
Рейтинг@Mail.ru